Краткая биография Максимилиана Волошина

Максимилиан Волошин - один из самых эксцентричных и загадочных поэтов ХХ века. Великий мистификатор и балагур, он оставил огромное творческое наследие, предоставив нам самим разбираться, что есть в его жизни правда, а что ложь.  

Всю свою жизнь Волошин постигал мир, по крупинке собирая все то -  мудрое и вечное, что составляет наше бытие. Марина Цветаева, оставившая  немало воспоминаний о нем, писала: «Макс сам был планета. И мы, крутившиеся вокруг него, в каком-то другом, большем, круге, крутились совместно с ним вокруг светила, которого мы не знали. Макс был знающий. У него была тайна,…, этой тайны не узнал никто…»  Волошин действительно был выдающейся личностью, человек-оркестр, обладавший многими талантами. Невероятно любознательный, он торопился все успеть в жизни, испробовать себя на разных поприщах, изучить, разобраться в законах вселенной, заглянуть вглубь истории. 

Волошин родился в мае 1877 года  в Киеве у супружеской четы Кириенко-Волошиных. Через два года после рождения Максимилиана семья распалась, и мать, забрав сына, переехала в Севастополь. Строгая и величественная, по-немецки педантичная и властная женщина, она оказала значительное влияние на формирование личности поэта. Обстоятельный и аккуратный, Волошин умел дружить по-настоящему, искренне. Позднее М. Цветаева напишет о нем, как об обладателе  «германской качественности дружбы». При этом Волошин добродушен, друзья называют его солнечным человеком, у него великолепное чувство юмора и он увлечен самыми разнообразными учениями, от новомодной психологии Фрейда, до средневековой алхимии и спиритизма. Обладатель необычной внешности, невысокий, коренастый, широколицый, с пышной бородой, Волошин нередко становился объектом ироничных выпадов и даже откровенных насмешек.

«Макс был настоящим чадом, порождением, исчадием земли. Раскрылась земля и породила: такого, совсем готового, огромного гнома, дремучего великана, немножко быка, немножко бога… со всеми морскими и земными солями в крови…» (М.Цветаева). Но Волошин не обращал внимания на выпады, напротив, его любимой одеждой стала безразмерная холщовая рубаха до колен, которую сам он называл «хитон». И в этом образе была запечатлена вся его суть – не то добрый сказочный домовой, собиравший в своем жилище лучшие дарования серебряного века, не то последователь графа Толстого, бродивший по окрестностям Коктебеля, опираясь на посох.  Вообще, Волошин обожал долгие прогулки, и так, пешим, он исходил и все восточное побережье Крыма, и почти всю южную Европу, останавливаясь на ночлег в дешевых гостиницах.  Сам он считал, что странствия - одна из форм познания мира, эпох, и писал о себе: «ступни горят, в пыли дорог душа».

Детство Волошина прошло в бедности, они переезжали то в Таганрог, затем в Москву. Но, несмотря на это, Макс рос смышленым ребенком. Общительный и жизнерадостный, он  уже тогда был увлечен рисованием и поэзией, с удовольствием декламировал стихи Некрасова, Пушкина, Ершова. В пятилетнем возрасте Максимилиан сам научился читать, а будучи гимназистом уже писал свои первые стихи.

В 1893 году семья переехала в Коктебель и началась новая веха в жизни Волошина. Макс был несказанно рад переезду, Москва казалась ему «затхлой», учеба в гимназии - скучной, а отметки в аттестате явно не соответствовали его блестящим знаниям.

В то время Коктебель – пустынная долина, постепенно заселяемая дачниками. Именно Волошин, с его обаянием и умением объединять вокруг себя талантливых людей, впоследствии сделает Коктебель одним из любимых мест отдыха русской богемы. А пока что Макса отправили на учебу в Феодосию. Этот городок восхитил молодого поэта, его улочки еще хранили атмосферу средневековой Италии, а на склоне гор возвышались башни генуэзской цитадели. Этот город стал знаковым в жизни Волошина, здесь у него появились первые близкие приятели, здесь его настигла первая влюбленность. В период обучения в гимназии Волошин открыл в себе таланты режиссера и актера, а его рисунки были одобрены самим И.К. Айвазовским. В то же время Волошин не забывал и о поэзии, и хотя его стихи пользовались большим успехом, пока его произведения – это больше подражание великим русским поэтам. Он был еще молод и не «нащупал» свой стиль, однако,  с упоением оттачивал свое мастерство, занимаясь переводами произведений немецких поэтов.

Следующий период жизни поэта – неоднократные путешествия в Европу, экспедиция в Среднюю Азию -  стали завершающим этапом формирования поэтического дара поэта. Он обрел свой стиль, его поэзия стала самобытной и глубокомысленной.

И все же главным детищем Волошина стал его «Дом поэтов» в Коктебеле. Творческая интеллигенция приезжала туда не только отдыхать, но и в поисках убежища. Щедрый Волошин принимал всех, спасая от гонений, укрывая лучезарным светом своей души.

«Он так же давал, как другие берут. С жадностью». (М. Цветаева). В его доме всегда были гости. Веселые, хмельные, они могли сутками кутить, и нередко между ними вспыхивали яростные споры и ссоры, но Волошин, словно третейский судья, мирил их и объединял, находя подход ко всем. В это же время сам поэт все глубже переживал события, происходящие в стране, в его стихах все чаще звучал мотив России – великомученицы.

 «Отдалась разбойнику и вору…
 И пошла, поруганной и нищей,
 И рабой последнего раба». 

За сборник  «Стихи о терроре» и многолетний труд  - поэму «Путями Каина» на Волошина на долгие годы навесят ярлык «контрреволюционера», и его стихи вплоть до 1961 года будут запрещены.

Максимилиан Волошин умер в 1932 году.  По завещанию, его похоронили на коктебельской горе Кучук-Енишар, там, откуда виден его любимый дом.