Иван Сергеевич Тургенев: об отцах и детях и не только

XIX век подарил России и миру целую плеяду писателей и поэтов, которых читают до сих пор. Пушкин, Гоголь, Вяземский, Некрасов… В одном ряду с этими мощными талантами находится и Тургенев – младший современник Пушкина, человек-эпоха, чьими произведениями зачитывались сотню лет назад так же упоенно, как в наши дни.

Иван Сергеевич родился в 1818 г. в дворянской семье. Отец его, красавец, отставной военный, и мать, умная, но чрезвычайно суровая по натуре женщина, обладавшая огромным состоянием, составляли странную пару. Влияние матери на детей был значительно сильнее, чем отцовское. Хотя она любила наследников, но воспитывала их жестко, часто наказывала, не позволяла никакого баловства. Маленький Иван нередко наблюдал трагические сцены расправ с крепостными людьми: мать была вспыльчива и не терпела неповиновения ни от детей, ни от дворни. Впоследствии, уже будучи человеком независимым от матери, Тургенев поклялся себе сделать все для уничтожения позорного крепостного права, унижающего человеческое достоинство обеих сторон, даже поступил на «государеву службу». К сожалению, его проекты никого не заинтересовали, и он быстро ушел в отставку, посвятив свое время творчеству.

Тургенев получил хорошее образование. Поначалу его тянуло к точным наукам, но однажды случился перелом: в 1834-35 гг., зимой, юноша перенес тяжелое заболевание, после которого оставил математику, стал писать стихи.

Первая проба пера Ивана – подражание Байрону. Его тогда боготворили. Настоящее благоговение испытывал начинающий поэт и перед Пушкиным, с которым его познакомили как-то на литературном вечере. Это событие состоялось в 1837 г. А в 1838 г. стихи Тургенева опубликовал послепушкинский «Современник».

Тургенев увлекся стихосложением. Из-под его пера выходят поэмы «Андрей», «Помещик», «Разговор». Могли ли они иметь большой успех у публики, тогда все еще переживавшей последние всплески бума романтизма? Эти поэмы описывали жизнь в «натуральном виде», без литературных украшений.

По мере созревания литературного таланта Тургенева его стала привлекать проза – то же, как мы помним, происходило и с Пушкиным. Проза давала возможность говорить с читателем откровенно, начистоту, простым языком, без аллегорий и иносказаний. Тургенев чутко улавливает самые острые переживания передовой части современного ему общества. Так появляются «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо».

Популярности Тургеневу добавила ссылка. Когда он написал некролог на смерть Гоголя, его сослали в родное Спасское-Лутовиново без права выезда. Как известно, «поэт в России – больше, чем поэт», он еще и выразитель настроения той прослойки русской интеллигенции, которая понимает, что «низы не хотят» больше жить так, так они жили, а «верхи не могут» ничего изменить – следовательно, нужно что-то делать. Правительство не любило Тургенева. Александр III так выразил свое отношение к смерти Ивана Сергеевича в 1883 г.: «Одним нигилистом меньше!». Боялись? Не доверяли? Не желали «дурного влияния» на молодежь? Вероятно, все вместе…

Личная жизнь Тургенева оказалась несчастливой. Впрочем, так кажется, если смотреть на дело с привычной, стандартной точки зрения. Сам писатель, наверное, считал иначе. В 1843 г. он познакомился с певицей Полиной Виардо и с тех пор сопровождал ее повсюду. Никакого значения для Ивана Сергеевича не имел тот факт, что Полина замужем. Он ездил вслед за супружеской парой, проживая периодически с ними в одном доме. Поскольку большую часть времени Виардо проводила, гастролируя по Европе, Тургенев практически перебрался жить за границу. Скончался он от тяжелой болезни позвоночника. Последние годы жизни писателя были омрачены тоской по России. Какой бы отсталой, закоснелой, запуганной она ни была, но все же ничего для него не могло быть лучше любимой Родины, где шумят зелеными листьями тонкие березки и поют по весне в рощах соловьи, успокаивая душу…