Писатели мы
Раньше
уважали
исключительно гениев.
Уму
от массы
какой барыш?
Скажем,
такой
Иван Тургенев
приезжает
в этакий Париж.
Изящная жизнь,
обеды,
танцы…
Среди
великосветских нег
писатель,
подогреваемый
«пафосом дистанции»,
обдумывает
прошлогодний снег.
На собранные
крепостные гроши
исписав
карандашей
не один аршин,
принимая
разные позы,
писатель смакует –
«Как хороши,
как свежи были розы».
А теперь
так
делаются
литературные вещи.
Писатель
берет факт,
живой
и трепещущий.
Не затем,
чтоб себя
узнавал в анониме,
пишет,
героями потрясав.
Если герой –
даешь имя!
Если гнус –
пиши адреса!
Не для развлечения,
не для краснобайства –
за коммунизм
против белой шатии.
Одно обдумывает
мозг лобастого –
чтобы вернее,
короче,
сжатее.
Строка –
патрон.
Статья –
обойма.
Из газет –
не из романов толстых –
пальбой подымаем
спящих спокойно,
бьем врагов,
сгоняя самодовольство.
Другое –
роман.
Словесный курорт.
Покоем
несет
от страниц зачитанных.
А
газетчик –
старья прокурор,
строкой
и жизнью
стройки защитник.
И мне,
газетчику,
надо одно,
так чтоб
резала
пресса,
чтобы в меня,
чтобы в окно
целил
враг
из обреза.
А кто
и сейчас
от земли и прозы
в облака
подымается,
рея –
пускай
растит
бумажные розы
в журнальных
оранжереях.
В газеты!
Не потому, что книга плоха,
мне любо
с газетой бодрствовать!
А чистое искусство –
в М.К.Х.,
в отдел
садоводства.
[1928]