Ни знахарство, ни благодать бога в болезни не подмога

Нашла на деревню
         оспа-зараза.
Вопит деревня.
              Потеряла разум.
Смерть деревню косит и косит.
Сёла
         хотят разобраться в вопросе.
Ванька
    дурак
             сказал сразу:
«Дело ясное –
             оно не без сглазу.
Ты
     вокруг коровы пегой
возьми
    и на ножке одной
           побегай
да громко кричи больного имя.
Заразу –
    как рукой снимет».
Прыгают –
        орут,
         аж волдыри в горле.
А люди
    мёрли,
         мёрли
         и мёрли.

Тогда
         говорит Данила Балда:
«Средство есть –
         наговорная вода.
Положи́те, –
         говорит, –
           в воду уголёчек
и сплевывайте
             сквозь губы́ уголочек».
Пока заговаривали воду,
перемёрло
    еще
            с десяток народу.
Собрались
    снова
         всей деревней.
Выжил из ума Никифор древний,
говорит:
    «Хорошее средство есть –
ходите по улице
         и колотите в жесть.
Пусть бабы разденутся да голосили чтобы –
в момент
    не будет и следа от хворобы».
Забегали.
    Резвей, чем в прошлые разы́,
бьют в кастрюли,
         гремят в тазы –
выгоняют, значит, оспяного духа.

Да оспа оказалась
         бабой без слуха.
Пока гремели –
         человек до́ ста
провезли из села в направлении погоста.

Тогда
         бабы
    вспомнили о боженьке,
повалились господу-богу в ноженьки.
Молятся,
    крестятся
         да кадилом кадят.
А оспа
           душит людей,
         как котят.

Только поп
       за свои молебны
чуть не весь пережрал урожай хлебный.
Был бы всей деревне капут,
да случай счастливый представился тут:
Балды Данилы умный отпрыск –
красноармеец Иванов
         вернулся в отпуск.
Служил Иванов в полку,
           в лазарете,
все переглядел болезни эти.
Знахарей разогнал саженей за̀ сто,
получил по шеям и поп кудластый.

Как гаркнет
        по-военному
               во весь рот:
«Смирно!
Протяните
руки вперед!»
В руке Иванова ножичек блеснул,
поцарапал руку
         да из пузыречка плеснул.

«Готово, – говорит. –
             Оспа приви́лась.
Верьте в медицину, а не в божью милость».
Загудело веселье над каждым из дворов.
Каждый весел.
             Каждый здоров.

Вывод тот,
       что во время болезней
доктора̀
    и попов,
         и суеверий,
           и вер полезней.
Да еще,
    чем хлестать самогон без про́сыпу,
наймите фельдшера
         и привейте оспу.

[1923]

Маяковский Владимир. Текст произведения: Ни знахарство, ни благодать бога в болезни не подмога