На горе бедненьким, богатейшим на счастье – и исповедники и причастье

Люди
          умирают
             раз в жизнь.
А здоровые –
             и того менее.
Что ж попу –
             помирай-ложись?
Для доходов
         попы
         придумали говения.
Едва
        до года дорос –
человек
    поступает
         к попу на допрос.
Поймите вы,
         бедная паства, –
от говений
       польза
         лишь для богатея мошнастого.
Кулак
          с утра до́ ночи
обирает
    бедняка
         до последней онучи.
Думает мироед:
              «Совести нет –
выгод
    много.

Семь краж – один ответ
перед богом.
Поп
       освободит
            от тяжести греховной,
и буду
          снова
       безгрешней овна.
А чтоб церковь не обиделась –
              и попу
                 и ей
уделю
          процент
            от моих прибыле́й».
Под пасху
    кулак
         кончает грабежи,
вымоет лапы
          и к попу бежит.
Накроет
    поп
         концом епитрахили:
«Грехи, мол,
         отцу духовному вылей!»
Сделает разбойник
         умильный вид:
«Грабил, мол,
           и крал больно я».
А поп покрестит
         и заголосит:
«Отпускаются рабу божьему прегрешения
                      вольные и невольные».

Поп
       целковый
           получит после голосений
да еще
           корзину со снедью
                в сени.
Доволен поп –
              поделился с вором;
на баб заглядываясь,
         идет притвором.
А вор причастился,
         окрестил башку,
очистился,
    улыбаясь и на солнце
              и на пташку,
идет торжественно,
         шажок к шажку,
и
снова
    дерет с бедняка рубашку.
А бедный
    с грехами
         не пойдет к попу:
попы
         у богатеев на откупу.
Бедный
    одним помыслом грешен:
как бы
    в пузе богатейском
              пробить бреши.
Бывало,
    с этим
         к попу сунься –
он тебе пропишет
         всепрощающего Иисуса.
Отпустит
    бедному грех,
да к богатому –
         с ног со всех.
А вольнолюбивой пташке –
сидеть в каталажке.

Теперь
    бедный
         в положении таком:
не на исповедь беги,
         а в исполком.
В исполкоме
          грабительскому нраву
найдут управу.
Найдется управа
         на Титычей лихих.
Радуется пу́сть Тит –
отпустит
    Титычу грехи,
а Титыча…
    за решетку впустят.

[1923]

Маяковский Владимир. Текст произведения: На горе бедненьким, богатейшим на счастье – и исповедники и причастье