Кем быть?

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

Нужные работники –
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала
   мы
    берем бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски
    вот так
зажимает
       стол-верстак.
От работы
    пила
раскалилась добела.
Из-под пилки
      сыплются опилки.
Рубанок
   в руки –
работа другая:
сучки, закорюки
рубанком стругаем.
Хороши стружки –
желтые игрушки.
А если
   нужен шар нам
круглый очень,
на станке токарном
круглое точим.
Готовим понемножку
то ящик,
      то ножку.
Сделали вот столько
стульев и столиков!

Столяру хорошо,
а инженеру –
      лучше,
я бы строить дом пошел,
пусть меня научат.
Я
   сначала
    начерчу
дом
 такой,
    какой хочу.
Самое главное,
чтоб было нарисовано
здание
   славное,
живое словно.
Это будет
    перёд,
называется фасад.
Это
 каждый разберет –
это ванна,
    это сад.
План готов,
     и вокруг
сто работ
    на тыщу рук.
Упираются леса
в самые небеса.
Где трудна работка,
там
 визжит лебедка;
подымает балки,
будто палки.
Перетащит кирпичи,
закаленные в печи́.
По крыше выложили жесть.
И дом готов,
        и крыша есть.
Хороший дом,
      большущий дом
на все четыре стороны,
и заживут ребята в нем
удобно и просторно.

Инженеру хорошо,
а доктору –
       лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
– Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? –
Погляжу
      из очков
кончики язычков.
– Поставьте этот градусник
под мышку, детишки. –
И ставят дети радостно
градусник под мышки.
– Вам бы
    очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
    ложечкой
пить понемножечку.
Вам
 в постельку лечь
         поспать бы,
вам –
   компрессик на живот,
и тогда
   у вас
       до свадьбы
всё, конечно, заживет. –

Докторам хорошо,
а рабочим –
     лучше,
я б в рабочие пошел,
пусть меня научат.
Вставай!
      Иди!
      Гудок зовет,
и мы приходим на завод.
Народа – уйма целая,
тысяча двести.
Чего один не сделает –
сделаем вместе.
Можем
   железо
ножницами резать,
краном висящим
тяжести тащим;
молот паровой
гнет и рельсы травой.
Олово плавим,
машинами правим.
Работа всякого
нужна одинаково.
Я гайки делаю,
      а ты
для гайки
    делаешь винты.
И идет
   работа всех
прямо в сборочный цех.
Болты,
   лезьте
в дыры ровные,
части
  вместе
сбей
 огромные.
Там –
   дым,
здесь –
      гром.
Гро –
 мим
весь
 дом.
И вот
     вылазит паровоз,
чтоб вас
      и нас
      и нес
          и вез.

На заводе хорошо,
а в трамвае –
      лучше,
я б кондуктором пошел,
пусть меня научат.
Кондукторам
      езда везде.
С большою сумкой кожаной
ему всегда,
    ему весь день
в трамваях ездить можно.
– Большие и дети,
берите билетик,
билеты разные,
бери любые –
зеленые,
      красные
и голубые. –
Ездим рельсами.
Окончилась рельса,
и слезли у леса мы,
садись
   и грейся.

Кондуктору хорошо,
а шоферу –
       лучше,
я б в шоферы пошел,
пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,
летит, скользя,
хороший шофер я –
сдержать нельзя.
Только скажите,
вам куда надо –
без рельсы
    жителей
доставлю на дом.
Е –
    дем,
ду –
 дим:
«С пу –
   ти
уй –
 ди!»

Быть шофером хорошо,
а летчиком –
      лучше,
я бы в летчики пошел,
пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези,
чтобы птицы пели».
Бояться не надо
ни дождя,
    ни града.
Облетаю тучку,
тучку-летучку.
Белой чайкой паря,
полетел за моря.
Без разговору
облетаю гору.
«Вези, мотор,
      чтоб нас довез
до звезд
      и до луны,
хотя луна
       и масса звезд
совсем отдалены».

Летчику хорошо,
а матросу –
     лучше,
я б в матросы пошел,
пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
на матроске
       якоря.
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете –
морской дорожкой
на реях и по мачте,
карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный,
сдавайся, буря скверная,
открою
   полюс
      Южный,
а Северный –
      наверное.

Книгу переворошив,
намотай себе на ус –
все работы хороши,
выбирай
      на вкус!

[1928]

Маяковский Владимир. Текст произведения: Кем быть?