Гимназист или строитель

Были
  у папочки
дети –
   гимназистики.
На фуражке-шапочке –
серебряные листики.
В гимназию –
       рысью.
Голова –
     турнепсом.
Грузит
   белобрысую –
латынью,
     эпосом.
Вбивают
     грамматику
в голову-дуру,
мате-ма-тику
и
литературу:
«Пифагоровы штаны
на все стороны равны…»
«Алексей,
     Гордей,
        Сергей,
Глеб,
   Матвей
       да Еремей…»
Зубрят
   Иловайских,
           приклеив к носу,
про Барбароссов
        и
        про Каноссу.
От новых
    переносятся
         к старым векам,
перелистывают
       справа налево;
дескать,
    был
     мусью Адам,
и была
   мадам Ева.
В ухо –
    как вода,
из уха –
    как водица,
то,
 что никогда
и никому не пригодится.
В башку
    втемяшивают,
годы тратя:
«Не лепо ли
      бяше,
братие…»
Бублики-нули.
      Единицы ле́са…
А сын
  твердит,
      дрожа осиной:
«Пой,
   о богиня,
       про гнев
           Ахиллеса,
Пелеева сына».
Зубрит –
     8 лет! –
         чтобы ему дорасти
до зрелости
     и
      до премудрости.
Получит
    гимназистик
аттестат-листик.
От радости –
      светится,
напьется, как медведица.
Листик
   взяв,
положит
    в шкаф,
и лежит
    в целости
аттестат зрелости.
И сказки
    про ангелов,
         которых нет,
и все,
  что задавали
        – до и от –
и все,
  что зубрили
        восемь лет, –
старательно
     забывают
         в один год.
И если
   и пишет
       – ученый и прыткий, –
то к тете,
    и только
        поздравительные открытки.
Бывшие гимназисты –
           в дороге,
              в и́збранной,
кому
  понадобился
        вздор развызубренный?!
Наши
  не сопели
       ни по каким гимназиям,
учились
    ощупью,
        по жизни лазая,
веря
  в силу
     единственной науки –
той,
  что облегчает
        человечие руки.
Дисциплина машин,
         электричество,
               пар
учат
  не хуже
     учебников и парт.
Комса́
       на фабрике
        «Красная нить»
решила
   по-новому
        нитки вить.
Ночами
   она
     сидит над вопросом:
как лучше
     укладывать
         нитки по гроссам?
Что сделать,
     чтоб ящики
           с ниткой этой
текли
      по станку
       непрерывной лентой?
На что
   по селам
        спрос настоящий –
большой продавать
         или маленький ящик?
С трудом
     полководя
         чисел оравою,
считают
    и чертят
        рукою корявой.
Зубами
   стараются
в гранит вгрызаться,
в самую
    в «раци –
онализацию».
И вот,
   в результате
         грызенья гранита –
работы меньше
         и
        больше ниток.
Аж сам
   на комсомолию эту
серебряным
     глазом,
           моргая сквозь смету,
глядит
   пораженный
рубль сбереженный.
Остались
    от старого
           ножки да рожки,
но и сейчас
     встречается дядя
такой,
   который
       в глупой зубрежке
науки
      без толку
      долбит, как дятел.
Книга – книгой,
а мозгами
     двигай.
Отжившие
     навыки
        выгони, выстегав.
Старье –
     отвяжись!
Долой
   советских гимназистиков!
Больше –
     строящих
         живую жизнь!
  

[1927]

Маяковский Владимир. Текст произведения: Гимназист или строитель