Михаил Васильевич Ломоносов как поэт
Первое, что вспоминается, когда речь заходит о Михаиле Васильевиче Ломоносове, - обширный перечень его достижений в области точных наук: физики, химии, астрономии. Очень много сделал этот удивительный человек, ученый-энциклопедист, для развития истории, географии, живописи. А вот поэтическая сторона творчества этой многогранной личности нередко остается «за кадром». Между тем именно ему мы должны быть благодарны за тот литературный язык, которым пользуемся сегодня: его основы заложил «архангельский помор», профессор химии, создатель первого российского университета Михаил Ломоносов.
Михаил родился в деревне Денисовка, что под Архангельском. Вопреки сложившемуся сегодня мнению о нем как о выходце из бедной семьи можно отметить, что отец юноши был человеком зажиточным, имел свою рыбную артель. Первые знания Михаил получил дома. Развитию любви к чтению способствовала мать, к сожалению, рано умершая. 14-ти лет юноша принимает решение отправиться в Москву для продолжения образования, а также с целью избежать женитьбы, на которой настаивали отец и нелюбимая мачеха. С этого и начинается его нелегкий путь к вершине славы.
В 1730 г. Михаил поступает в Славяно-Греко-Латинскую академию. Его в числе других успешно обучающихся направляют в Германию, Марбургский университет. В этот период юный Ломоносов увлекается поэзией, и не просто увлекается, а предлагает способ реформирования русского языка, который способствовал бы отказу от тяжеловесных конструкций, общеупотребительных в то время. Две оды выходят из-под пера Ломоносова и вместе с «Письмом о правилах российского стихосложения» отправляются в Россию. Молодой ученый делит все существующие способы написания литературных произведений на «штили»: высокий, средний и низкий. Первый он считал наиболее подходящим для создания торжественных од и трагедий, второй – для написания писем и таких литературных произведений, как элегия. Последний же «штиль» оставался в распоряжении создателей комедий. В этом «Письме» Ломоносов спорит с поэтом Тредьяковским, придерживавшимся традиционных сложных способов выражения мысли поэтическим языком. Несколько позднее Ломоносов закладывает основы одного из методов стихосложения – четырехстопного ямба, взяв за основу немецкий образец.
Литературными трудами Ломоносов успевал заниматься как бы между делом, проводя опыты по химии и физике, разрабатывая теории, изучая строение Вселенной, размышляя о составе глубоких недр Земли. Нередко он облекал свои мысли в поэтическую форму, описывая красивыми стихами природные явления и объясняя читателю их происхождение. Так, мы видим «открывшуюся бездну», что «звезд полна», близко-близко взглядываем на Солнце, где «огненны валы стремятся» и «вихри пламенны крутятся». Образно говоря, Ломоносов был поэтом в науке и ученым в поэзии. В его стихах не встретишь любовного томления и восхищения различными нимфами и богинями: он сам признавался, что ему ближе гражданская поэзия, нежели нежные вздохи о красавицах. Можно встретить у Ломоносова и сатирические произведения, короткие и емкие. Интересно, что они легки для понимания современному читателю, так как написаны упрощенным слогом.
Важное место в литературном творчестве Ломоносова занимают оды. Так, он писал торжественные приветствия на воцарение двух императриц – Елизаветы и Екатерины. Но и здесь «поэт-гражданин» верен себе: между восхвалениями величайших достоинств императриц он высказывает мысли о необходимости просвещения и выражает надежду, что они окажутся достойными продолжательницами дела Петра.
Михаил Васильевич всю жизнь работал, и итоги его творчества и научных изысканий невозможно переоценить. Он действительно был «первым нашим университетом», как писал о нем Пушкин. Остается только удивляться: как можно было успеть столько сделать за одну жизнь? Да и жизнь-то оказалась короткой: Ломоносов сильно простудился, началось осложнение в виде воспаления легких, и великий ученый покинул сей мир в возрасте 53 лет. Давайте вчитаемся внимательнее в его стихи: может быть, они помогут нам лучше понять этого поистине гениального человека, представлявшего собой целую эпоху.