Краткая биография Ивана Алексеевича Бунина

Жизненный путь и творческое становление Ивана Бунина

Уроженцам Липецкой области лучше остальных знакомо имя земляка Ивана Алексеевича Бунина. С сожалением можно отметить, что при жизни классик русской литературы не был признан знаменитым писателем в привычном смысле слова. И даже получение в шестидесяти трёхлетнем возрасте звания лауреата Нобелевской премии никак не поспособствовало нарастанию славы и распространению известности.

Между тем, существовал всё же один факт, вызвавший неподдельный интерес и привлекший внимание в читательской среде. Этот факт имеет своё название – повесть «Деревня». В этот период автору исполнилось сорок три года, и уже в таком «позднем» возрасте мир открыл глаза на редкостный талант и необычный стиль написания. Такие современники Бунина, как Блок, Чехов, Брюсов, благосклонно отзывались о даровании поэта. Но большим уважением Иван Алексеевич пользовался от Максима Горького. Почитаемый отвечал своему обожателю преданностью и признательностью, в то время как авторские взгляды остальных ценителей отвергал напрочь. Правда, по прошествии лет писатель был намерен отречься от «странной дружбы», утверждая, что испытываемые и выказанные чувства не имели ничего общего. Хотя критики считают данное заявление не соответствующим действительности.

Нынешнее поколение признало значительность вклада в развитие русской прозы и поэзии. Повести, рассказы, стихи о любви и стихи о природе печатаются не только в России, но и за её пределами. Издания расходятся огромными тиражами. И несомненно, самый широкий круг читателей Иван Алексеевич Бунин завоевал именно в наши дни.

Неизгладимый отпечаток на творчество писателя наложили тяготы проложенного пути и жизненные трудности. Детство и юность классика протекали, что говорится, на пороге бедности. Но это не помешало тогда ещё молодому Ивану непрестанно напоминать окружающим о своих дворянских корнях. Хотя большую гордость вызывали не чины и саны, а факт присутствия в роде известных литераторов.

Бунин долго не мог забыть жизнь под протекающей крышей, разрушающийся дом, разваленное хозяйство, заложенное имущество, бесконечные долги, стыд и унижение. Пережитый ужас нашёл отражение в творческих трудах. Проза, стихи о любви и стихи о природе сколько пропитаны любовью к родине, ровно столько же пропитаны горечью и разочарованием несчастной судьбы. Но творения незаслуженно называют просто упадническими произведениями о разрушении дворянского строя. Да, идеи «оскуднения», «запустения», «грусти и увядания» выходят на первый план, но первоначально закладывался куда более глубокий смысл, чем озвученные поверхностные представления. К тому же Иван Алексеевич никогда не был сломлен тяготами гнетущего бремени. Наоборот, характер закалялся и креп, становился всё более саркастическим, надменным, едким. Но присутствие, так сказать, гонора никак не отвратило поэта от необходимости честно и без фальши показать читателю свою правду жизни. Тем откровеннее авторский диалог, чем чище помыслы писателя. А Бунин всегда искренне любил этих немытых, безропотных, по-детски наивных деревенских героев. Истинный художник никогда не исказит реальности, несмотря на собственные взгляды и убеждения.

Трагическим рубежом в судьбе Бунина стала эмиграция в Париж. Там он и прожил до конца своих дней. Несмотря на то, что автор и за границей писал ещё очень много, упадок творческих сил замечался достаточно явно. Моральная травма от расставания с тем, к чему писатель был привязан сердцем, стала губительной для таланта ранимой души. Иван Алексеевич так и не сумел справиться с болью от расставания с горячо любимой родиной.