Краткая биография Анны Андреевны Ахматовой
Анна Андреевна Ахматова – не просто великая трагическая поэтесса Серебряного века, ее по праву можно назвать ярчайшим явлением всей русской литературы. «Златоустая Анна - всея Руси» - писала о ней М. Цветаева. А О. Мандельштам так писал о феномене поэтессы: «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и богатство русского романа 19 века…».
А. Ахматова родилась в 1889 году недалеко от Одессы, но уже в следующем году ее семья переехала в Царское Село, где Ахматова и провела свое детство. Будучи еще совсем юной гимназисткой, Ахматова уже начала писать свои первые стихи, но первым ее поэтический дар оценил Николай Гумилев, ее будущий муж. Благодаря ему она прочла свое стихотворение «Песни последней встречи» в модном поэтическом салоне, где оно произвело настоящий фурор:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Эта «перчатка с левой руки» была настоящей поэтической находкой поэтессы, вызвавшей восхищение опытных поэтов- символистов. В одной строке этого стихотворения заключена целая гамма чувств – волнение, смятение, неуверенность.
«В этом двустишии - вся женщина… До Ахматовой у нас никто так не дал жест». (М. Цветаева).
Первый сборник Ахматовой «Вечер» сразу обратил на себя внимание публики, его читали и цитировали, к поэтессе пришла первая слава. Критики хвалили Ахматову за самобытность и зрелость поэзии, отмечая, что в ее стихах нет неопытности юного поэта.
В 1912 году Анна Ахматова, родив сына, продолжала творить. Через два года, в 1914 вышел в свет второй сборник «Четки», а затем и «Белая стая», которые пользовались неизменным успехом у читателей. Она все изобретательней использовала свой излюбленный стихотворный размер – дольник, дававший эффект простой разговорной речи, облаченной в рифму.
По воспоминаниям, Ахматова не была заботливой матерью, сын был оставлен на попечение бабушек. В дальнейшем эта ее беспечность приведет к полному разрыву отношений с единственным сыном, который на всю жизнь затаит обиду на свою гениальную мать. Брак с Н. Гумилевым распался, а поэтесса погрузилась в новые отношения. Ее любовная лирика разделена критиками на циклы, связанные с ее возлюбленными. К началу 20-х годов Ахматовой все сложнее писать стихи о любви, она становится более сдержанной в своих чувствах, ее все больше волнуют события, происходящие в стране. Ахматова была пламенным патриотом России, чувствовала острую привязанность к своему народу. Ее стихи о природе, о красоте русских земель наполнены нежностью и тихой грустью.
Калитку в милый сад,
Где клен, и дуб, и ясень,
Гуляя наугад,
Уж распахнула осень.
Эмиграция близких друзей, расстрел бывшего мужа Н. Гумилева в 1921 году, загадочная гибель С. Есенина в 1925 году – все это отражается в творчестве поэтессы. Ее стихи о родине, о судьбах погибших друзей больше похожи на торжественные послания к ушедшим. В 1935 году были арестованы сын поэтессы, Лев Гумилев и ее муж, Н. Пунин. Через неделю они были отпущены, но Ахматова, находясь под впечатлением пережитого, приступает к написанию своей гениальной поэмы «Реквием». В этом творении все слилось воедино – и ее собственная материнская боль, и всеобщая атмосфера отчаянья, заполнившая страну.
В 1938 году сын Ахматовой был снова арестован и осужден на пять лет. Для Ахматовой наступил новый период не только переосмысления всей истории страны, но и размышлений о правильности своего решения остаться в России:
Показать бы тебе, насмешнице…
Что случиться с жизнью твоей -
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять...
В 1949 году Лев Гумилев снова был арестован и осужден на 10 лет. Тогда Ахматова, в надежде помочь сыну, написала цикл «Слава миру», куда вошли стихи о войне. Впервые она, наступив на собственную гордость, сочинила хвалебные памфлеты в адрес советской власти. Впоследствии поэтесса стыдилась этих произведений, которые так и не помогли скорому освобождению сына. В 1956 году Лев вернулся из ссылки, но отношения матери и сына не складывались. Гумилев обвинял мать в эгоизме, обижался на поэму «Реквием», написанную по нему, живому человеку, считал, что мать недостаточно много хлопотала о его освобождении. Немного чудаковатый, увлеченный историческими науками, Гумилев не желал иметь детей, и Ахматова так и не дождалась внуков.
Анна Ахматова умерла в 1966 году, оставив огромное творческое наследие. Долгие годы она прожила в забвении, ее запрещали и травили. Несмотря на это, она сумела сохранить в своем творчестве так восхищавшее всех невероятное единство хрупкости, легкости и державной царственности слова одновременно.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.