«БЕСЫ».

(из цикла поэтических диалогов: о Ф.М.Достоевском)

.
Авторы:

.
Сергей Жогличев (С.Ж.),
Михаил Азнауров (М.А.),
Татьяна Мершукова (Т.М.),
Валентина Белоус (В.Б.),
Надежда Ямщикова (Н.Я.).

.
(С.Ж.) Одним из самых интересных произведений Ф.М. Достоевского, несомненно, является роман "Бесы". Не будем говорить о главном замысле писателя - об этом написано достаточно много книг, научных докладов и статей. Обратим внимание на присущие Достоевскому юмор и невероятную наблюдательность. В "Бесах", как ни в каком другом произведении писателя, можно найти большое количество афоризмов, интересных высказываний на самые различные темы: от философских и политических до бытовых. В качестве примера, рассмотрим самую простую, бытовую тему. В части третьей, главы седьмой, романа, Степан Трофимович Верховенский, отправляется в свое последнее странствие, во время которого попадает в непривычную для себя обстановку, лично общаясь с простым народом. До этого он был окружен заботой Варвары Петровны Ставрогиной, проживая в ее доме в качестве воспитателя ее сына, Николая. Когда в простой крестьянской избе ему, чтобы согреться предлагают принести водки на пять копеек, Степан Трофимович с "блаженною улыбочкой" соглашается. Верховенский настолько далек от практической жизни, что искренне удивляется дешевизне водки. И вот что дальше пишет автор:
"Попросите простолюдина что-нибудь для вас сделать. Он вам, если может и хочет, услужит старательно и радушно. Но попросите его сходить за водочкой — и обыкновенное спокойное радушие переходит вдруг в какую-то торопливую, радостную услужливость, почти в родственную о вас заботливость. Идущий за водкой, — хотя будете пить только вы, а не он, и он знает это заранее, — всё равно ощущает как бы некоторую часть вашего будущего удовлетворения... "
Реалист в высшем смысле, Ф.М. Достоевский, прошедший каторгу в Омске и солдатчину в Семипалатинске, хорошо знал русский народ, его язык, привычки и достоверно описывал все это в своих произведениях. Таких интересных наблюдений, не имеющих прямого отношения к главному замыслу, можно встретить достаточно много не только в романе "Бесы". Это своего рода незначительные эпизоды второго плана, но настолько гениальные, что без них произведение потеряло бы свой блеск.

.
(М.А.) Степан Трофимыч в странствие собрался,
Пора и волю проявить.
Не век же, в Ставрогиной заботах?
Мужчиной, хочется побыть.
.
Идёт пешком, промок, продрог.
В пути, телега догоняет.
Его в телегу приглашает
Пара крестьянская – Спаси Бог!
.
Изба большая, в три окна, 
Крестьянин к ней телегу правит.
Блинов, чудесный аромат,
Тянет, манит и дурманит.
.
А к ним бы водочки чуть – чуть.
За пять копеек?! Конечно, можно!
Степан, ответил односложно
Блаженную улыбку, не сдержав.

.
(Т.М.) "Купи мне водки на пятак, -
Сказал Степан людину строго,
Меня ты встретишь у порога,
С собой не справлюсь я никак...
.
Иди, дружище, не томи,
Согреться мне с дороги надо,
Ведь для меня похмел - отрада,
Горит огонь в моей груди.
.
Крестьянин тут же, не рядясь
Идёт услужливо за водкой,
И мигом, спешною походкой,
Уходит прочь, в любви клянясь.
.
Он для себя почтил за честь
Купить для барина чакушку,
Чтоб ублажить Степана, душку,
Готовь мерзавчик он принесть.

.
(М.А.) Конечно же, душа широка
Мерзавчик барину принесть.
Ну, кто откажет человеку?
Скорей почтёт себе за честь.
.
Как не помочь, когда «горит»?
Не раз и сам он говорил:
«Друг, помоги и поднеси,
За пятак, водки принеси».
.
И, шевельнув лишь, кадыком
Своё, оставит на потом.
Провожать он будет взглядом
Чакушку, как опорожняешь рядом.
.
Тебя всегда поймёт, поможет.
А если надо и проводит
Дорогу, коль не смог найди,
До дому сам не мог дойти.

.
(В.Б.) Общаясь с простым народом,
Степан Трофимыч узнаёт,
что человек простого рода,
всегда, всем помощь подаёт!
.
Не важно, кто пред ним, богатый,
иль нищий просит хлеб и кров,
он обогреет впустит в хату,
предложит гостю хлеб и соль!

Кусок послаще и тёплый угол,
в ущерб себе он гостю...рад!
Коней напоит и в торбу туго,
овса насыплет и сена даст!
.
Простые люди на Руси,
почти везде великодушны,
предложат водочки вкусить,
за пять копеек....если нужно!

Блинов горячих с пылу с жару,
на стол поставят перед ним,
Степан Трофимыч благодарный,
за кров и стол людям простым!

.
(М.А.) Простой народ не подведёт
Душа его, вся нараспашку.
Помочь, коль надо, всё отдаст
Снимет последнюю рубашку.
.
И стол и кров, последний угол
Само собой, с другом разделит
И, с незнакомцем, коль заглянул,
Поровну еду разделит.
.
Блинов, вот баба напекла.
За стол посадит, угостит.
Без водки угощать, не честь:
«За пятачок, водочки принесть?»
.
Он и слетает, и принесёт,
И с гордостью, на стол кладёт.
А сам, ни-ни, лишь угощает
Смотрит как барин, чакушечку «глотает».

.
(Н.Я.) Степан Трофимович, одержимый,
Он верою в Бога не сплетён.
Ушёл один большой дорогой,
Одиночеством, страхом ослеплён.
.
Бежал и, себе доказать пытался,
Что все страхи оставил далеко позади,
Мысли путались, один с Богом остался,
На перепутье своей больной души.
.
Боялся Варвары Петровны,
Что удержит мол силой его.
Так страшился терять надежду
И, убежал от проблем - повезло.
.
А жизнь кадрами, по накатанной,
Извивалась в мозгу как змея.
Сменялись образы лихорадочно,
Постепенно, таяла души броня.
.
Достоевский в своей русской трагедии о Бесах, не написал ни одной страницы в драматической форме но, в своих кругах считался великим трагиком. 
Трагедия в его произведениях прослеживается не самим человеком, а его личной, жизненной драмой. Божественный закон в своём значение от провидение, который вершит страшный суд и выносит приговор. Здесь прослеживается обречённость героев по сюжету книги.
 Трагедией являются и "Бесы". Уже с первой главы слышится неотвратимый приговор героев и хитросплетение их судеб. Политика в «Бесах», описывается как, обсуждение революции и приговор ей. Бог постоянно борется с дьяволом, а сердца людей — это поле битвы добра и зла. Достоевский как реалист отображает всю глубину души человеческой, которая своими корнями уходит в Божественное начало. Сомневающиеся в вере, взывали воплем к Богу: «Верую Господи! Помоги справиться с неверием”. 
Русский Христос настоящий, незримый герой трагедии “Бесы”. Только он способен изгнать бесов и излечить бесноватых. В трагедии:  «Бесы» сила зла, а не добра владеет человеческой душой. К ней взывает не спаситель, а искуситель. Однако, Божественная религия не терпит пустоты, душа пробуждается для Бога, но уже не в силах родиться в новой жизни и обрести себя в Боге. 
Взывая к Богу с воплями о помощи, в прозрении, Христос говорил: «Радость моя, да пребудет в вас и воздастся вам по вере вашей». Он мучил бесов и одержимых людей. Страшная одержимость, это главная черта героев трагедии” Бесов". У них вместо лица маска, а душа подвержена пыткам и испытаниям.
.
И на смертном одре приняв причащение и покаявшись во всех своих грехах, душа исходит из тела, и его бестелесная оболочка ищет себе пристанище в ином Мире.
.
Степан Трофимович, устал в пути,
Приют себе поспешил найти.
Народ простой, напоил, обогрел,
И рюмочкой водки душу согрел.
.
Ему хорошо, он нашёл постой,
Просил поесть и скорей на покой.
И мысли в порядок свои привести,
И с Софьей Матвеевной приют обрести.
.
Он ей о жизни рассказал, и слушал её,
Что миг наступил, нет дороже её.
Душу очистить, грехи отпустить,
В Бога поверить, и в сердце пустить.
.
Смерти агония совсем близка,
Варвара Петровна уже прибыла.
Взяв душу в тиски, мысли растрясла,
В последний путь проводила, тоской изошла.
.
Плейкаст: http://www.playcast.ru/view/11611192/9448d8e2c825b75e4522f5276d00b1cf00b3cac8pl
.
Стихи.ру: https://www.stihi.ru/2019/04/08/1756
.
Проза пером поэта: http://www.cult-and-art.net/poetry/160859-besy_?inu
.
© Copyright: Михаил Азнауров, 2019
Свидетельство о публикации №119040801756 
 

Рубрика: