Жили-были дороги, маяки, машины

 1. Жили-были дороги 
Жили-были дороги. Своей хаотичной жизнью они образовали такую колоссальную численность, что никакой самый придирчивый учёт, никакой самый точный анализ не могли бы с точностью определить их возраст и количество. Каким-то из дорог исполнилось несколько тысяч лет от роду, а другим – несколько дней. Они были отличны друг от друга до такой степени, что не поддавались единой классификации по виду, протяжённости, вероятности использования в запланированных и непредвиденных случаях, значению в жизни людей и животных. Вдоль главных магистралей перемещались эпохи и народы, кочевники и армии, беженцы и исследователи, передвигались звери, камни и воды. Эти трассы смещались вслед за изменениями в географии Земного шара. Они исчезали в одних местах и, спустя какие-то отрезки времени, восстанавливались в других регионах планеты. Интересы животного мира группировались соответственно и вносили свои коррективы в общую картину дорожного движения. Вся планета – словно клубок небрежно накрученных нитей, так опутана она сетью дорог различного происхождения и назначения.
Люди – разумные пользователи и творцы развитой системы многих дорог и магистралей. Без дорог не обойтись никому, однако, обычный человек далеко не всегда всесторонне осведомлён о тех дорогах, которыми привычно пользуется. А маршруты друзей и соседей? Правда, не каждому интересно знать, куда и как движутся его современники. Но однажды в жизни наступает определённый момент, когда просто необходимо оторваться от привычного взгляда на некоторые вещи, посмотреть на проблему со стороны, под другим углом, или совершить что-то значительное, а то и получить ответ на очень важный вопрос.
Словом, пришла пора пуститься в путь-дорогу. 
Как? С кем?
Какая дорога даст ответ?
Куда направиться: вверх, вниз, направо, налево?
Пойти вперёд, задержаться на повороте, вернуться обратно?
Обратно-то зачем?
Случается, надо вернуться назад и подождать, а потом…
…Выбранная дорога даст ответ на все вопросы.
 
В результате размышлений, поисков, потерь, сомнений и промахов, не дожидаясь новых ошибок и случайных попутчиков, выбираю дорогу…
 
Воздержание – дорога на север.
Гордость – дорога на запад.
Праздность – дорога на юг.
Мудрость – дорога на восток.           
                                                    Март 2014 г.
 

 2. Жили-были маяки 
Жили-были маяки. Существовали они с тех самых пор, когда в них возникла необходимость. Маяк – понятие не только техническое, но и философское. Маяки были и остаются главными ориентирами, как в морском деле, так и в жизни любого человека. Если человеку есть куда и зачем стремиться, то жизнь обретает иной смысл, чем без этого устремления. Маяк – эмблема надежды, символ поставленной цели. Без надежды жить очень трудно, без цели жить невозможно. 
Цель выбрана – можно идти. А вот и дорога к ней… 
Самая трудная – дорога на север, к северному маяку. К нему ведёт Воздержание, и только оно служит развитию душевных добродетелей, достижению духовного совершенства. Далеко не всякий решится пройти эту дорогу, даже если заранее уверен в своих силах и твёрдости характера. Большая часть пустившихся в путь не осилит и половины его, повернёт обратно, не сможет опять начать то, что не получилось сразу. Духовный подвиг часто сочетается с физическим… Другие, возможно, и дойдут почти до конца, но будут внезапно сломлены обстоятельствами до такой степени, что сдадутся своей слабости, так и не достигнув цели. И лишь мизерная горсточка измождённых дорогой путников выдержит все испытания. 
Северный маяк – ориентир для избранных единиц. 
Ничуть не легче предыдущей дорога на запад, к западному маяку. К нему ведёт Гордость. Только эта дорога качественно иная, ибо она выстлана пагубными страстями и пороками, описанными в сотнях религиозных и философских примеров. Гордость отравляет душу человека, губит его разум, разрушает личность. Гордость и гордыня – родные сёстры. Завышенная самооценка, заносчивость, пресыщенность, самолюбование, преобладающее чувство собственной непогрешимости чреваты печальным итогом в любом случае, а особенно в том, когда заданная цель, к сожалению, достигнута. Чувство собственного достоинства изредка перекликается с чувством гордости, хотя... 
Западный маяк – ориентир для недалёких, заносчивых, самовлюблённых эгоистов.
Дорога на юг, к южному маяку – неровный, извилистый путь к бездне. Туда ведёт Праздность. Беззаботное времяпрепровождение, безделье, пассивность, непрекращающийся досуг, пустые развлечения и забавы, зачастую ведущие к тяжким преступлениям… Праздность и лень направляются в ласковые края рука об руку – так наверняка и достигнут цели, той пропасти, к которой стремились, даже не предполагая, что она и есть пропасть. Внутреннее ничтожество упадёт в котёл внешнего величия… А что в итоге? 
Южный маяк – ориентир для ленивых, безвольных, тщеславных. 
Дорога на восток – самая желанная и желательная. Этой дорогой идёт Мудрость. Казалось бы, это – путь, доступный каждому, ведь мудростью исполняешься постепенно, по пути следования. Однако, многим покажется, что это – самый нелогичный, на первый взгляд, путь. Происходит такое потому, что мудрость несовместима с корыстью и материальной выгодой. Говорят, путь мудрости узок. Такую тропу осилит тот, кто настойчив и неподкупен, кто способен пройти через многие препятствия к полезным знаниям, к раскрытию собственных творческих способностей, изменяя к лучшему себя и мир вокруг себя.
 
Восточный маяк – ориентир для жаждущих истины и добродетели. 
Воздержание, Гордость, Праздность, Мудрость – маяки, которые мы выбираем. Они могут меняться в течение жизни – в ту или другую сторону.
 
Хорошо это или плохо – отдельный вопрос.
Каждый человек отвечает на него по-своему. 
                                                                         Март 2014 г. 
 
 3. Жили-были машины… 

Жили-были машины, пароходы, самолёты, поезда, вездеходы и... другие средства передвижения двадцать первого века. Живут и по сей день, присутствуют и наличествуют в ассортименте. Они всегда наготове для совершения действий, необходимых человеку. Человек более или менее успешно пользуется этими средствами в соответствии со своими возможностями, с их характеристиками, а также окружающими обстоятельствами, заданными целями и выбранными ориентирами. К намеченной цели можно доехать, доплыть, долететь – как в прямом, так и в переносном смысле. Конечно, технические средства могут подвести, и не однажды, целиком и полностью полагаться на них не следует. Но ведь помимо техники человек располагает немалыми возможностями и ресурсами.
Так чему же доверять, на что рассчитывать?
Вопрос сложный, требующий рационального подхода к нему.
От ошибок не застрахован никто.
                                                           Март 2014 г.
1.
Маяки, дороги и машины…
Как мне воедино их связать?
…Новую дорогу выбирать,
Бороздить широкие долины,
Опускаться в тайные глубины,
Штурмовать высокие вершины
Поздно... Так не стоит начинать?
...Поздно – мне. Другому – в самый раз.
Хорошо, что выбор есть у нас.                                                    
                                             
                                          2 февраля 2016 г.
2.
Маяки, дороги и машины…
Карта мира – глобус предо мной.
…Бороздить широкие долины,
Опускаться в тайные глубины,
Штурмовать высокие вершины –
Интересно! Но вопрос такой:
Стоит ли однажды начинать,
То, что трудно будет продолжать?
…Стоит. Отправляюсь на Восток.
Кто решился, тот не одинок.
                                         1 января 2017 г.