Романтизм в русской литературе
Художественное направление в европейской литературе, театре, музыке, изобразительном искусстве XIX века. Романтизм зародился в Германии, потом распространился в других странах Европы, включая и Россию, где в 1800-е заявил о себе первый романтик - Василий Андреевич Жуковский.
Романтизм возник как антитеза классицизму и альтернатива эстетическим идеалам века Просвещения. Расцвет этого направления продолжался до конца 1830-х, в дальнейшем его история переплетается с реализмом. Отмечен ярко выраженным субъективным началом, по словам Виссарион Григорьевич Белинский, это «есть не что иное, как внутренний мир души, сокровенная жизнь сердца».
Произведения романтиков характеризуются полетом фантазии художника, свободным сочетанием высокого и низкого, трагического и комического, бытового и фантастического. Романтики обновили литературные жанры поэмы и баллады, утвердили исторические жанры (романа, поэмы, драмы), создали обработки народных сказок и сделали фольклор предметом серьезного эстетического интереса. С романтизмом связан значительный период творчества Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Николая Васильевича Гоголя. Романтизм оказал влияние на многие литературные течения XX века - символизм, акмеизм, футуризм.
Гении. Первоначально, у древних римлян, - дух-покровитель, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Романтики наделили гениальностью художника, обладающего высшей степенью творческой одаренности. При этом главным проявлением гения являлась не столько духовность, сколько оригинальность.
Романтический художник. Романтики утверждали личность художника как критерий творчества и требовали судить его творения по законам, которые он сам себе установил. Пренебрегая каноном, романтический поэт руководствуется таким пониманием истины и красоты, которое ему подсказывает Бог. Поэт осознает себя не просто стихотворцем, но жрецом и пророком.
Байронизм. Произведения Джорджа Гордона Байрона, его поэмы «Чайльд-Гарольд», «Манфред», «Каин», «Дон Жуан», породили целое течение европейского романтизма, дань которому отдали и русские романтики: Александр Сергеевич Пушкин, Кондратий Федорович Рылеев, Иван Иванович Козлов. «Байронизм появился в минуту страшной тоски людей, разочарования их и почти отчаяния, - писал Федор Михайлович Достоевский. - Это была новая и неслыханная еще тогда муза мести и печали, проклятия и отчаяния. Дух байронизма вдруг пронесся как бы по всему человечеству, все оно откликнулось ему».
В сочинениях русских романтиков постоянно встречаются мотивы и образы поэзии Байрона. В частности, образ скитальца, гонимого миром, вечного странника. Наиболее характерные в этом отношении произведения - «Кавказский пленник» Пушкина, «Демон» Лермонтова. Русские романтики усматривали в Байроне самое яркое воплощение романтической личности. И каждый по-своему преодолевал в себе его дух. Этому феномену Вячеслав Иванович Иванов посвятил эссе «Байронизм как событие в жизни русского духа» (1916).
Гофманиана. Немецкий романтизм в лице Эрнста Теодора Амадея Гофмана оказал на русских представителей этого направления не менее сильное воздействие, чем Байрон. Гофману также подражали и под его влиянием были созданы сказочные повести Антония Погорельского, роман Владимира Федоровича Одоевского «Русские ночи». Произведения Гофмана повлияли на молодого Федора Михайловича Достоевского (в пору создания повести «Двойник»), хотя эпоха романтизма к тому времени фактически уже закончилась.
Романтический герой. Отличительные признаки романтического героя - одиночество, разочарованность, преждевременная старость души. Это герой, который много любил и ненавидел, но больше всего страдал, как говорит о себе лермонтовский Арбенин, главный персонаж драмы «Маскарад» (1836). Романтический герой болезненно переживает разлад между идеалом и действительностью, особенно остро ощутимый в любви, которая неизменно обрекает его на поиски недостижимого совершенства.
Романтический гротеск. Гротеск в искусстве (и литературе) существовал до романтизма и после него. Однако именно романтики придали этому понятию особый смысл и утвердили его в качестве важнейшей категории эстетики. Развернутое истолкование этого понятия впервые встречается в предисловии Виктора Гюго к его трагедии «Кромвель». Для романтиков гротеск служил эстетической альтернативой классицистическому принципу «очищенной природы» и вытекающему из него требованию художественной идеализации. Гротеск приближал искусство к жизни, позволяя воспроизводить контрасты бытия (высокого и низкого, трагического и комического), открывал возможности смешения жанров и стилей. Важным средством гротеска служила научная фантастика. Образцы романтического гротеска в русской литературе можно видеть в произведениях Александра Сергеевича Пушкина (сон Татьяны в «Евгении Онегине», повести «Пиковая дама» и «Гробовщик»), Михаила Юрьевича Лермонтова («Маскарад», «Демон»), Николая Васильевича Гоголя («мало-российские» и «петербургские» повести - «Вий», «Страшная месть», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего»). Новое значение гротеск приобрел в реалистической прозе XIX века, литературных течениях и художественных направлениях XX века.