Начинающим поэтам о рифмах, стихах и вдохновении...

Данная статья предназначена в помощь начинающим стихотворцам, любознательным и основательным.
Иногда, чтобы что-то начать, необходимо что-то узнать. Так что не лишней будет нижеприведённая информация.

Рифма - композиционно­-звуковой повтор преимущественно двух или нескольких слов, часто начиная с последнего ударного слога (в некоторых культурах выступает как обязательное свойство стихотворения).

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифм:

Женская рифма, где ударение падает на предпоследний слог рифмованного стиха.
"Наташа поглядела,
Наташа помертвела."

Мужская рифма, имеет ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха.
"Сердце-пожар под рукой кузнеца,
Каждый удар - боль-рассказ про отца..."

Дактилическая рифма (второе название трехсложной рифмы), в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки.
"Сила народная,
Сила могучая -
Совесть спокойная
Правда живучая!"

Гипердактилическая (второе название четырёхсложных и пятисложных рифм) - рифма из слов с ударением на четвертом, пятом или шестом слогах от конца.
"Снег сетями расстилающимися
Вьёт над днями забывающимися..."

Точная рифма - это совпадение звуков, начиная с ударного гласного и до конца стиха.
Дышет - колышет, низко - миска, сердца - двердца.

Глагольная рифма - разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов.
плыву - зову; жить - говорить; стараться - волноваться.

Каламбурная рифма построена на игре слов. Встречается редко.

«Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу».

Гласная рифма - вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке.
В гласных рифмах последнему ударному гласному предшествует гласный звук или мягкий знак:
Ружье -твоё, бои - соловьи, даю - пролью.
Гласные рифмы – самая малочисленная группа рифм в русском языке (всего порядка 1000 слов)

Глубокая рифма состоит из слов, в которых помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги.
Этический - поэтический, вода - провода, пора - топора, полей - тополей.

Графическая рифмаскладывается из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию.
Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется.
Срочно - нарочно, вечно - конечно, смелый - веселый.

Графически-акустическая рифма совпадает и по написанию, и по звучанию.
Основным свойством графически-акустических рифм является безукоризненное
совпадение конечных слогов стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.
К этому типу относятся исключительно точные рифмы:
Лунный - струнный, носим - бросим, море - горе.

Рифмы так же различаются по точности созвучий и способам их создания:

- богатые рифмы, в которых совпадает опорный согласный звук.
матовая - выматывая, страх - кострах.

- бедные рифмы, где частично совпадают заударные звуки и ударный гласный.
вблизи - земли, страх - размах, зову - иду.

- усечённая рифма - прием рифмовки, когда одно из рифмуемых в конце стиха слов неполностью покрывает созвучия другого слова.
"Светильник дня прекрасный,
Ложись и ты - почий;
С зарею новой ясны
Ты вновь прострешь лучи."

- составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх и более слов.
"Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату."

- банальная рифмачасто используется начинающими поэтами, хотя не всеми и не всегда, конечно:
любовь - морковь, розы - слезы.

Существуют также системы рифмовки:

Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым.
Это наиболее распространенная система рифмовки.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго с четвертым.
Этот способ также достаточно распространен.

Кольцевая (охватная, опоясанная) - рифмовка первого стиха с четвертым, второго - с третьим.
Имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.
Только начинающим писать дается чуть сложнее, чем предыдущие, т.к. первая строка как бы меркнет после последующих двух.

Далее речь пойдет о стихотворных метрах и размере.

Размер стихотворный
- способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка (частная реализация стихотворного метра, его вариация).

Стихотворный метр - сочетание ударных и безударных слогов в стихотворении.

Стихотворная стопа - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные).

Анапест - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге.
Анапест - трехсложная стопа с ударением на третьем слоге (схема стопы анапеста: - - ! ), а в стихе в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.

"Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик звенит,
А ямщик погоняет коней."

- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !

Амфибрахий - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге.
Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы амфибрахия: - ! - ), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.

"В песчанных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли."

- ! - - ! - - ! - - !
- ! - - ! - - ! - - !

Дактиль - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы.
Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы дактиля: !- - ), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.

"Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять.
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!"

! - - ! - - ! - -
! - - ! - - !
! - - ! - - ! - -
! - - ! - - !

Хорей - это двусложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы хорея:! -), а в строке (стихе) в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия). Пиррихием называется безударная стопа.
Хорей - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха.

"В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное."

! - ! - ! - !
! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - !
! - ! - ! - ! -

Ямб - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха.
Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы ямба: - !), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.
По одной из версий он получил свое название от имени Ямбы, прислужницы богини Деметры. По другой версии от названия древнегреческого музыкального инструмента.

Я Вам пишу письмо,
Чего ж мне написать?..

- ! - ! - !
- ! - ! - !

Акцентные (речевые) - системы стихосложения по ритмической основе и соразмеренности, а также повторению ритмических слогов с определенным их расположением внутри строки, разделялось на три основные группы: тоническое, силлабическое, силлабо-тоническое. И всё-таки такое деление считается условным, т.к. принципиального отличия между этими группами нет, они периодически с разными вариациями переходят одна в другую.

Тоническое стихосложение - (от греческого tonos - ударение) - система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Соизмеримость строк (ритмических единиц) основана на более или менее постоянном сохранении в каждой строке определенного числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Одинаковое число ударений в каждой строке на практике может не соблюдаться, но ритмического шаблона это не меняет. Простейшим образом тонический стих может быть обозначен схемой: «×′ ×′ ×′», где «′» — ударный слог, а «×» — переменное число безударных слогов. В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т. д. Тонический стих весьма распространен в стихосложении древне германских языков (древнегерманский аллитерационный стих).

Силлабическое стихосложение - (от греческого syllabe - слог)система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. - одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как правило, это число было равно одиннадцати и тринадцати. Другими словами, силлабический стих представляет собой тонический стих, в котором число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано. Остальные ударения (в начале каждого полустишия) не фиксированы и могут приходиться на различные слоги. Схема силлабического стиха, следовательно, будет отличаться от схемы тонического стиха тем, что в нем построение типа «×′ ×′» в начале полустишия или стиха будет завершаться ударением уже на фиксированном слоге. Ограниченность комбинаций ударных и безударных слогов, предшествующих фиксированному конечному слогу, приводит к тому, что в силлабическом стихе создаются более или менее устойчивые конфигурации ударных и безударных слогов, придающие строке определенное ритмическое своеобразие. Чередование таких соизмеримых, но в то же время и разнообразных строк и создает ритмическую выразительность силлабического стиха.

Силлабо-тоническое стихосложение - (от греческого syllabe - слог и tonos - напряжение, ударение) - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения и образуют собой, так называемые двусложные и трехсложные размеры.
Например:
"Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;"

Если в тоническом стихосложении имеет место полная свобода в числе и расположении безударных слогов; в силлабическом — фиксированное число слогов при относительной свободе их расположения, то в силлабо-тоническом стихе имеют место как фиксированное число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость. На практике в силлабо-тонических размерах ударные слоги не всегда выдерживаются в фиксированном «силлабо-тоническом» порядке.

Разновидности стихотворений.

Акростих - это стихотворение, в котором первые буквы (чаще) каждой строки образуют слово или фразу,придавая новый смысл, либо образуют имя того, кому посвящено произведение. Это можно использовать в качестве игры или поэтической тренировки.

Люблю смотреть как снег летит,
Окрестных крыш навес блестит.
Живым становится пейзаж,
Его узор будто мираж...

Белый стих - стихотворение, не имеющее рифмы, но обладающий определенным размером и ритмом: белый ямб, белый анапест, что и придает ему поэтическое звучание. При написании такого произведения авторы имеют больше свободы выражения. В настоящее время чаще всего белые стихи - это стилизация под народный эпос, сознательное игнорирование рифмы.

Верлибр (от французского vers libre - свободный стих) - в разной степени свободное от жесткой композиции стихотворение. Его обычно определяют по таким признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине. Верлибр - это поэзия, хотя и без рифмы. (термин западной поэтики). Cистема стихосложения, характеризующаяся нерегламентированной (непредсказуемой) сменой мер повтора. Многие считают верлибр вообще не поэзией - а прозой.

"Середина жизни
мысли в зените
Все происходит четко и однозначно
как в операционной
с бестеневым освещением"

Вольный стих - рифмованный силлабо-тонический стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности (стопа - один цикл повтора выбранной последовательности ударных и безударных слогов), употреблявшийся в русской поэзии со второй половины XVIII века до середины XX века, преимущественно в стихотворной драматургии и басенном жанре. Как правило, под вольным стихом понимался вольный ямб. Характерной приметой вольного стиха была особая стихотворная графика, подчёркивавшая различную длину строк различным их отступом от левого края.

Смешанный стих - вид стихосложения, в котором чередуются строки различных размеров( например ямба с амфибрахием). Такие стихотворения часто отличаются сильной эмоциональностью.

В заключение, хочется пожелать: если уж взялись писать - пишите с удовольствием, пишите вдохновенно, пишите самозабвенно, превращайтесь в стих, пишите не смотря ни на что! Ещё напомню: Талантом наделён каждый человек (это правда!), каждый из вас, каждый, кто сейчас читает данную статью. Нужно просто не закрываться от себя, от мира, от ощущений не бежать. Становитесь процессом. Попробуйте открыть себя внутри, отпустить, представьте, что можете по своему желанию менять жизнь, представьте, что вам не важно, что скажут другие, вы больше не подстраиваете свое поведение под чьи-то пересуды. Вас никто не контролирует. Представьте жизнь, свободную от суждений и страхов, вообразите, что не боитесь рисковать и познавать ее. Знайте, что вы совершенны такие, как есть, но это не останавливает вас в движении вперед, в развитии. Вы - источник!
Пишите обо всём, что вас посещает. Пишите, не сдерживайтесь, днём или ночью, дома или в транспорте, на улице, сидя или на ходу (сама так и пишу!).
Поэзия приходит и становится частью вас, появляется во всём, что вы видите. Живите поэтично!
Знаете, я раньше считала, что невозможно писать, когда взбредёт (просто хочется), или когда "нужно", на заказ, но это не так!) Вдохновение можно вызывать, нужно просто научиться его пригласить. Попробуйте, окажитесь в пространстве вдохновения (стихотворения), включите своё безграничное воображение - можно вспомнить нечто хорошее, радостное, или наоборот, постарайтесь услышать тишину за звуками вокруг и в вашей голове. Просто попробуйте, можно на несколько секунд задержать дыхание, тогда вы почувствуете ту неизменную тишину, которая всегда существует за звуками, в ней может присутствовать ваше вдохновение. Представьте, что вам хочется, пусть вас посетит восторженность в конкретную секунду, просто найдите этот ключик к вашему творческому началу, конечно хорошо обладать вышеописанными знаниями, но они не являются необходимыми критериями вдохновенного произведения, порой наоборот, после написания некоего стихотворения, его можно подвести под существующие понятия, не ограничивайте себя какими-либо предствлениями, просто творите, созидайте! Попробуйте, почувствовать, что вы парите легко как птицы, не напрягаясь, попробуйте, воздух держит вас, вы свободны.
Если решили действовать - закройте дверь для сомнений. И непременно откажитесь от сравнений, так как вы никто не напишет, Вы никогда не напишите так, как уже написано. Вы свободны творить новое! Пробуйте и всё обязательно получится! Всё приходит с практикой. Желаю Всем Удачи, Вдохновения и Успехов в стихосложении! Дерзайте!

Анастасия