Любовная лирика Сергея Есенина

Сергей Есенин… Как только не называли его литературные критики, каких только оценок ему не давали! И хулиган, и крестьянский поэт, и мятежник. Золотоволосый юноша с ангельской внешностью и буйным, очень переменчивым нравом – таким остался Есенин в памяти потомков. Конечно, обладая такими качествами, помноженными на яркий поэтический талант, Есенин просто не мог не привлекать женщин. Поэт пишет о том, чем он живет – поэтому стихи Есенина о любви занимают одно из первых мест в его творчестве.

Есенин создавал пленяющие воображение женские образы, срисовывая их с оригинала – он не придумывал, не обожествлял, не превращал своих героинь в недосягаемый идеал. Он только добавлял им ореола романтики. И вот перед нами проходит целая череда воспетых Есениным красавиц: здесь и волоокая, загадочная дева с Востока, и скромная, наивная деревенская девушка, и горячая, познавшая страсть, опытная, сводящая с ума соблазнительница-насмешница…

Зинаида Райх

Откуда такое разнообразие, такие не похожие лица и характеры? Откуда такая самобытность, такая правдивость? Сергей Есенин любил женщин, он просто не мог без них жить – и они отвечали ему взаимностью. А порой влюблялись безотчетно, безоглядно, даже не надеясь вызвать ответные чувства. Сколько их было – женщин и девушек, сгоревших в пламени есенинской страсти! Первая жена Анна Изряднова, затем вторая – Зинаида Рейх, потом гениальная танцовщица Айседора Дункан. Потом страдающая от неразделенной любви, беззаветно преданная Галина Бениславская, убившая себя после смерти Сергея – она не могла без него жить… Эти женщины – целые главы жизненного романа поэта. А сколько было еще кратких эпизодов, даже просто строчек, о которых мы никогда не узнаем!

Чуткая душа поэта вбирала, впитывала в себя весь этот колоссальный любовный опыт, чтобы потом родились такие потрясающие стихотворные циклы, как «Персидские мотивы», «Любовь хулигана». Пронзительная тоска по женскому теплу, по женской ласке читается в каждой есенинской строчке – даже нарочитая грубость некоторых из них не может скрыть неиссякаемую потребность в любви и искреннее восхищение женщиной.

Если женщина Блока – это Прекрасна Дама, образу которой поэт оставался неизменно верным всегда, то у Есенина женщины разные. Застенчивые, тихие, бесшабашно веселые, преданные на всю жизнь и вечно ускользающие обманщицы, зрелые красавицы «возраста осени» и юные, только обещающие расцвести в полную силу девочки-подростки, похожие на полузакрытые розовые бутоны – все они проходят перед нашим мысленным взором, словно живые, кто-то – опустив в смущении взгляд, а кто-то – откровенно и смело смеясь в лицо.

Стихи Есенина о любви можно читать и перечитывать много раз, снова и снова застывая в изумлении перед портретной галереей пленительных женских образов. За эти стихи все можно простить Есенину – его разгульную жизнь, его переменчивый, порой бешеный нрав, непостоянство, скандалы. Видимо, те женщины, которые были рядом с поэтом, именно так и делали, они не могли поступить по-другому. И сегодня они встают перед нами, как живые, и мы различаем их улыбки сквозь пелену прошедших десятилетий.

«Шаганэ ты моя, Шаганэ…

Потому что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне…»